новое знание


новое знание
        НОВОЕ ЗНАНИЕ — совокупность сведений о существовании каких-либо объектов или их свойств, о процессах и явлениях действительности, ранее не известных науке и не входящих в существующую на какой-либо данный момент систему человеческих представлений о мире. Такие сведения могут появиться в результате определенных эмпирических исследований (в этом случае Н. з. характеризуется как результат открытия), а могут возникать и в процессе развития концептуальных программ. Поэтому выделяют два типа Н. з., соответствующие двум уровням научного исследования, — эмпирическому и теоретическому. В современной методологической литературе активно обсуждается вопрос о природе и способах получения Н. з., в связи с чем разработаны разные типы классификации научных открытий (напр., работы Т. Куна и Н. Хэнсона), включающие в себя не только производство знаний о сторонах и аспектах объективного мира, но и о новых способах человеческого взаимодействия человека с этим миром. Специальный интерес к данной теме возник в связи с осознанием того, что попытки неопозитивистов представить развитие науки как процесс логического выведения Н. з. либо из определенного набора накопленных эмпирических данных, либо из теорий, уже имеющихся в распоряжении исследователей, оказались неадекватными действительному характеру исследовательской практики. Старания различных авторов разработать какие-то формальные модели творческого акта, связанного с возникновением качественно новых представлений об изучаемых фрагментах действительности, не были достаточно эффективны. В результате К. Поппер, напр., предложил вообще отказаться от поисков ответа на вопрос, как возникает Н. з., объявив, что он не относится к сфере философии науки. По его мнению, данной темой должна заниматься эмпирическая психология, тогда как действительной методологической проблемой является изучение того, как вновь созданная теория адаптируется к уже существующим в науке системам знания. Рассматривая динамику научного познания, Поппер выдвинул в качестве главной задачи его логико-философского анализа выявление факторов, определяющих принятие одних теорий, обеспечивающих научный прогресс и отказ от др., препятствующих этому. Однако разработанная им концепция «трех миров» не дает возможности достаточно явно различать старые и новые результаты научного поиска.
        Более радикально к этой проблеме подошли представители так называемой «исторической школы» — одного из важнейших направлений постпозитивистской традиции. В частности, Т. Кун в своей концепции научных революций выдвинул положение о качественном несовпадении старых и новых форм научного знания, подчеркивая их принципиальную несовместимость. С его точки зрения, переход от одной парадигмы, определяющей общие представления ученых о наиболее важных характеристиках изучаемых объектов, к др. — обязательно предполагает смену «понятийной сетки», с помощью которой профессиональные исследователи организуют производимые ими знания. Но дело не ограничивается простым введением в язык профессионального научного сообщества некоторого набора новых терминов. Их принятие изменяет само понимание учеными как характера своих задач, так и способов их решения. Кун настаивает на том, что смена парадигмы влечет за собой кардинальное изменение всей системы человеческих представлений о природе мира, о своем месте в нем и о способах взаимодействия с объектами и явлениями, входящими в сферу интереса исследователей. Столь резкий разрыв старой и новой познавательных традиций вызвал у многих авторов, даже разделяющих общую позицию Куна, существенные возражения. Сегодня большинство специалистов выделяют несколько типов отношений между имеющейся системой научных представлений о мире и новым знанием, получаемым учеными в процессе их поиска. В том случае, когда новые данные достаточно просто совмещаются с прежними, вполне эффективной оказывается так называемая «кумулятивная» модель, в соответствии с которой научный прогресс происходит как количественное приращение знаний. Ситуация, в которой представления об изучаемой предметной области в какой-то момент качественно меняются (но при этом не возникает противоречий между старым и новым взглядами на мир), описывается с помощью «принципа соответствия», характеризующего старое знание как частную, предельную форму нового. Наконец, там, где старая и новая концепции взаимно несовместимы, но обе достаточно обоснованны и подтверждены, их отношения понимаются как «взаимно дополнительные».
        С.С. Гусев

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Смотреть что такое "новое знание" в других словарях:

  • ЗНАНИЕ — результат процесса познания, обычно выраженный в языке или в к. л. знаковой форме. Стремление понять, что такое З. и чем оно отличается от др. продуктов человеческого сознания, характерно уже для философов античности, которые поставили и пытались …   Философская энциклопедия

  • Знание (издательство) — «Знание», издательство Всесоюзного общества «Знание». Основано в 1951 в Москве. Выпускает научно популярную литературу по различным отраслям знания подписные серии «Новое в жизни, науке, технике» (24 серии), «Народный университет» (7 факультетов) …   Большая советская энциклопедия

  • знание —         ЗНАНИЕ форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания. Дефиниция термина « 3. » является фундаментальной проблемой,… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ЗНАНИЕ — издательство, Москва. Основано в 1951. Научно популярная литература по различным отраслям знания (серии Новое в жизни, науке, технике , Народный университет и др.) …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЗНАНИЕ (издательство) — «ЗНАНИЕ», издательство, Москва. Основано в 1951. Научно популярная литература по различным отраслям знания (серии «Новое в жизни, науке, технике», «Народный университет» и др.) …   Энциклопедический словарь

  • Знание (издательство, Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Знание (значения). Издательство «Знание» Страна СССР, Россия Основано в 1951 году Адрес 101835, Москва, Центр. проезд Серова, д.4 Код Госкомиздата СССР 073 …   Википедия

  • Знание (общество) — У этого термина существуют и другие значения, см. Знание (значения). Большая золотая медаль, выпущенная Международной ассоциацией «Знание» в 2007 к 60 летнему юбилею Всесоюзного общества «Знание» В …   Википедия

  • Знание, Всесоюзное общество — Большая золотая медаль, выпущенная Международной ассоциацией Знание в 2007 к 60 летнему юбилею Всесоюзного общества Знание Знание, Всесоюзное общество просветительская организация Советского Союза, возникшая в 1947. Содержание 1 История 2… …   Википедия

  • Знание — ЗНАНИЕ, ЗНАНЬЕ, я; ср. 1. Обладание достоверными сведениями о чём л., осведомлённость в какой л. области. З. людей, жизни. З. языка. З. законов развития. // Владение какими л. навыками, умение пользоваться чем л. З. столярного ремесла.… …   Энциклопедический словарь

  • Знание — I Знание         проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека. З. противоположно незнанию, т. е. отсутствию проверенной информации о чём либо. Элементарные З., обусловленные биологическими… …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «новое знание» >>